2009
год в России объявлен годом молодежи. Что российские власти ждут от
молодежи? Чем молодежь может помочь стране в одной из самых
чувствительных сфер – в укреплении обороноспособности государства? В
90-е годы антиармейская кампания, слепая и яростная до самозабвения,
привела к разрушению системы допризывной подготовки молодежи в
образовательных учреждениях, а стремление всех государственных чинов к
приватизации своих «наделов» привело к отделению от государства и от
армии РОСТО-ДОСААФ, которая перестала выполнять функции военной
подготовки граждан, занявшись извлечением прибыли из остатков своей
инфраструктуры. Эти факторы существенным образом сказались на увеличении
потерь среди личного состава в ходе всех военных кампаний, вплоть до
августовской войны 2008 г. в Закавказье.
Вспоминаю как 6 января 1995 г. к 3-му корпусу 1-й
горбольницы г. Грозного, где располагался отряд 45 полка СпН ВДВ,
доставили 60 молодых солдат для пополнения мотострелкового полка 20
мсд, понёсшего потери при вводе в Грозный. Запомнилась картина: в
непролазной грязи, среди развалин и черной копоти от разрывов снарядов
«зелёные и пушистые» птенчики в новеньких бушлатах, ошеломленные
происходящим, с растерянными глазами, с оружием, которое они (это сразу
бросилось в глаза) даже не умели держать в руках. Выяснилось, что эти
18-летние пацаны, призванные месяц назад, позавчера приняли присягу,
вчера получили со склада пулемёты, автоматы, гранатомёты, из которых они
ни разу не стреляли, и сегодня направлены на передовую… . Как-то само
собой, без моей команды, офицеры и сержанты 45-го полка, уже не однажды
побывавшие в переделках, разобрали пацанов по группам и устроили им
занятия, до позднего вечера обучая владению оружием. Надеюсь, что наша
самодеятельность помогла кому-то сохранить жизнь. Через день, 8 января,
офицеры 20 мсд, в том числе и штабные, без солдат сходили в атаку,
заняли близлежащий квартал зданий института нефти и газа и только
потом подтянули личный состав, в том числе, тех самых «птенчиков».
В те тяжелее дни мы
сполна оценили необходимость подготовки молодёжи к военной службе.
Позднее, в 1995 – 1999 годах, разведчики ВДВ регулярно проводили
соревнования молодежных клубов имени В. Ф. Маргелова на базе 45 опСпН
(г. Кубинка), отбирая лучших для службы в этом полку. Такой метод себя
оправдал – участвуя впоследствии во всех без исключения боевых
операциях, полк признан лучшим -это единственный полк в России (и в
СССР) ставший гвардейским после Великой Отечественной войны. За 10 лет в
полку10 Героев Российской Федерации.
Несмотря на легкость
с какой законодатели изменили гражданский, налоговый, уголовный
таможенный кодексы, законы об образовании, о воинской обязанности и
прочие юридические основы государства, оказалось значительно труднее
изменить нравственные законы и традиции народов населяющих Россию. При
отсутствии федеральных законов и структур, благодаря общественному
инстинкту сомосохранения, в российских городах и поселках сохранились и
образовались новые общественные и/или муниципальные учреждения,
различные военно-патриотические клубы, центры, кадетские школы, в
которых молодежь добровольно занимается военной подготовкой. Именно
эта молодежь в 1999г. пошла в строю батальонов 7 гв. вдд в атаку на
банды Басаева в дагестанских горах, именно эта молодежь в 2000 г.
геройски сражалась против отрядов Хаттаба в составе 6-й роты 104 гв. пдп
76 гв. вдд под Улус-Кертом, именно молодежь в августе 2008 г.
остановила грузинскую агрессию в Южной Осетии. Молодежь защитила Россию
от распада и унижения, защитит и от разложения.
За последний
месяц мне дважды довелось участвовать в мероприятиях Комитета по делам
молодежи Госдумы (на слушаниях при обсуждении проекта закона о молодёжи и
на круглом столе по проблемам проведения молодежных форумов). В обоих
случаях я нашел одно обстоятельство их объединяющее, а меня удручающее –
это полное игнорирование проблем оборонно-спортивной подготовки и
военно-патриотического воспитания молодежи. В проекте закона о молодежи
лишь вначале, при перечислении направлений молодежной политики, в ряду
других вскользь и как-то стыдливо, однажды упомянуто
нравственно-патриотическое воспитание молодёжи. Но даже для этого
украденного нравственно-патриотического воспитания проектом не
предусмотрено ни органов, ни механизмов реализации. Мое краткое
выступление по проблемам военно-патриотического воспитания, военной
подготовки молодежи было встречено с интересом представителями регионов.
А руководству Комитета Госдумы и Федерального Агентства по делам
молодежи во всём процессе патриотического воспитания и
оборонно-спортивной подготовки оказались важны военно-полевые сборы
молодежных команд, клубов, кадетских школ и корпусов. Это уже
обнадеживает, хотя без четко работающей системы военной подготовки такие
сборы попросту невозможны. На практике же самыми массовыми и целевыми
молодежными военно-полевыми сборами являются войны, успех которых
начинается и закладывается системной военной подготовкой во дворе, в
школе, в институте. В маленькой августовской войне по принуждению
Грузии к миру участвовало до 30 тыс. молодых людей – от рядовых
18-летних солдат до 30-летних майоров. И именно они, эти молодые люди
победили в той войне. Их начальники, генералы и полковники, потеряли
управление «молодёжью» - батальонами и ротами, которые, выйдя на
оперативный простор, начали действовать самостоятельно, разоружая
грузинские части, захватывая военные базы, аэродромы, порты, корабли у
причалов и уничтожая всё, что по их представлениям составляло военную
инфраструктуру противника. И если бы батальоны не были остановлены,
результаты операции могли быть еще более впечатляющими. Те, кто следил
за ходом боевых действий, помнят панику грузинского руководства и
попытку эвакуации правительства из Тбилиси. А это всего лишь
парашютно-десантный батальон 76 гв. вдд достиг окраины грузинской
столицы и пока комбат размышлял, что делать дальше, его батальон
остановил, догнав на уазике, старший начальник. Уходя на заборе военной
базы российские солдаты оставили надпись: «Товарищи грузины! Учитесь
военному делу настоящим образом – приедем, проверим!»
Повторить такую
викторию вряд ли удастся. В Российской Армии сегодня нет солдат 2-го
года службы, которые воевали в августе 2008 г. Солдат же, прослуживших
менее года срочной службы никак нельзя отнести к категории «обученных и
подготовленных к участию в боевых действиях». С 2009 года резко
обострилась проблема сохранения боеспособности войск, в том числе частей
постоянной готовности. Причина очень низкая укомплектованность
подразделений и частей обученным и подготовленным личным составом. Ранее
в 2005-2007 годах контракт заключали солдаты первого года службы. Год
тяжелой срочной солдатской службы в казарме они меняли на два-три года
контрактной службы, дававший им при тех же должностных обязанностях
больше прав и свобод, да еще и какую-то призрачную надежду накопить
немного денег к моменту увольнения. Таким образом, командиры
поддерживали необходимую степень укомплектованности и боеспособности
своих частей. Сейчас, отслужив год, срочники увольняются, не видя
стимулов для продолжения службы по контракту. Денежное содержание
рядового контрактника в «Таманской» воинской части (Московская область)
составляет 9500, с надбавками до 11000, рублей в месяц. Дворники в
этом районе получают большую зарплату, имеют большую возможность
получить жилье, значительно больше свободы, возможностей самовыражения и
психологического комфорта, чем российский военнослужащий. Таким
образом, части сегодня укомплектованы процентов на 50% чуть-чуть
контрактниками, но большей частью срочниками. Однако, российское
законодательство не позволяет направлять в зону военных конфликтов
солдат, прослуживших менее полгода. Cолдатам, прослужившим более шести
месяцев, нет прямого запрещения участвовать в боевых действий, но есть
оговорка – «если они получили необходимые навыки». В августе 2008 г. в
ротах наряду с контрактниками, еще были старослужащие, призванные до
вступления в силу закона о переходе на год службы. Но сегодня во всех
воинских частях Российской армии при минимуме или отсутствии
контрактников всего лишь два призыва: солдаты прослужившие менее
полугода, которые категорически не могут быть направлены в «горячую
точку», и отслужившие более полугода, которых с оговорками про
«необходимые навыки», под личную ответственность командира, можно
посылать на войну. Так наш законодатель сделал злостными нарушителями
закона всех командиров подразделений, частей и соединений, выполняющих
сегодня задачи, как миротворческие, так и иные, на северном Кавказе, в
Закавказье и в других «горячих точках».
Но даже при снятии ограничений на
участие в боевых действиях молодых солдат их обученность и
боеспособность вызывает большие сомнения, а значит под сомнением и
способность выполнять задачи воинскими частями. Их боеспособность нужно
срочно восстанавливать. Однако, вопрос о возвращении к двухлетнему
сроку службы по призыву не стоит и не планируется в повестку
Государственной думы. Финансовый и экономический кризис сегодня не
позволяет надеяться на существенное, привлекательное для молодых людей,
повышение денежного содержания военнослужащих-контрактников. Военные
комиссариаты и командование резервных воинских частей, большинство
которых, как и военкоматы, сокращают реформой, уже забыли о том когда,
как, с кем и с какими целями проводятся военные сборы резервистов.
Такая большая, беспечная и «сладкая» страна, как Россия, оказывается
беззащитной.
Вместе с тем есть способ укрепления боеспособности армии.
Этот способ - оборонно-спортивная подготовка молодежи во время учебы в
образовательных учреждениях и за их рамками в добровольных молодежных
общественных военно-патриотических и военно-спортивных объединениях.
Способ очевиден, не нов, сравнительно дешев и проверен временем в СССР,
в России, в других странах и давно стучится в запертые двери
Государственной Думы, Правительства и, особенно, Министерств Обороны и
Образования. Скаутское движение, в свое время, явилось источником для
сплочения и подъема патриотизма многих европейских наций. Мы не
являемся здесь изобретателями.
Боеспособность воинских частей
может восстановить и обеспечить заранее военно-обученный и
подготовленный к службе призывной контингент, который не нужно после
призыва в войсках полгода обучать начальной военной подготовке, основам
военной службы, простейшим воинским специальностям (стрелок,
гранатометчик, пулеметчик, разведчик, радист и др.), то есть тем
специальностям, которые непосредственно на поле боя добывают победу. Но
именно на эти специальности нет гособоронзаказа. Тем не менее, стихийно
по этим специальностям в силу простоты их подготовки молодежь обучается
в военно-патриотических и спортивных клубах, кадетских школах и
классах. Анализ показывает, что юноши, добровольно прошедшие в них 3-4
летний курс (500-600 часов) дополнительного обучения не подвергаются
унижениям, быстро адаптируются к армейским условиям и успешно осваивают
воинскую специальность.
Военной, оборонно-спортивной
подготовкой сегодня занимаются:
1.Суворовские (нахимовские) училища и
кадетские корпуса - государственные образовательные учреждения.
2.Кадетские школы и школы-интернаты -
муниципальные образовательные учреждения;
3.Оборонно-спортивные,
военно-патриотические, военно-технические клубы и классы - муниципальные
учреждения дополнительного образования;
4.Молодежные военно-патриотические и
военно-спортивные общественные объединения.
Первая и вторая группы реализуют
обязательные учебные программы по образовательным стандартам, а
факультативно готовят кадетов к военной или гражданской государственной
службе. Учреждения второй группы образованы на муниципальном уровне и
испытывают серьёзные затруднения с организацией и обеспечением военной
подготовки учащихся. Третья и четвертая группы самые массовые и
многочисленные, но они существуют благодаря энтузиастам на пожертвования
граждан и муниципальных образований. Ни для одной из этих групп нет
стандартов и программ военного обучения.
На федеральном уровне кадетское образование
регулируется только типовым положением о кадетских школах, кадетских
школах-интернатах. Законом «Об образовании» они игнорируются. О
кадетском образовании, военно-патриотическом воспитании и военной
подготовке молодежи не упоминается в приоритетном национальном проекте
"Образование". Нигде и никак не определен статус учреждений
дополнительного образования, где учащиеся добровольно занимаются военной
подготовкой и которые успешно функционируют во многих школах; не
определена роль федерального центра в военной подготовке и в
военно-патритическом воспитании, нет системы учета кадетских школ,
военно-патриотических клубов и государственного контроля над их
функционированием.
Еще в 2006 году на парламентских
слушаниях в Совете Федерации Р. Акчурин предлагал разработать стандарты
кадетского образования и военно-патриотического воспитания; единую
программу военной подготовки; нормативы финансирования, снабжения,
питания; организовать заказ на издание учебной и специальной литературы и
взаимодействие с заинтересованными государственными структурами. Прошло почти три года – не сделано
почти ничего. Эти учреждения разрознены, самодеятельны и слабо
организованы. Военная подготовка и военно-патриотическое воспитание в
них осуществляется исходя из субъективного представления об этом самих
инициаторов исключительно на их энтузиазме и лишь иногда при поддержке
муниципальной власти. Военные комиссариаты воспитанием молодежи не
занимаются и даже не могут подготовленную клубами молодежь призвать в
части согласно профилю её клубной подготовки. Нет механизмов
взаимодействия командований видов и родов войск, военных комиссариатов,
ветеранских и молодежных организаций при подготовке, учете и призыве
граждан на военную службу. Сегодня, несмотря на массовое и досрочное
увольнение офицеров, сложился острый дефицит квалифицированных
инструкторов и преподавателей, нет сертифицированных учебных программ,
учебников, учебно-методических пособий, нет обмена информацией и опытом
между субъектами добровольной военной подготовки граждан. Не определены
оценочные критерии и требования военного ведомства к уровню и специфике
вневойсковой подготовки, механизмы и нормы обеспечения предметами
учебно-материальной базы.
Законодательная и
нормативно-правовая база, регламентирующая подготовку молодежи к военной
службе, практически отсутствует. Более того, базовые федеральные законы
«О воинской обязанности и военной службе» и «Об образовании» в этом
вопросе противоречат один другому и только мешают организовать военную
подготовку молодежи на муниципальном и региональном уровне. Молодежные
военно-патриотические клубы и центры при аренде помещений для занятий с
молодежью вынуждены безуспешно участвовать в конкурсе на их аренду
наравне с коммерческими организациями.
В России не оказалось федерального
центра – организатора оборонно-спортивной подготовки. У «Росмолодежи» и
«Рособразования» нет законом определенных им для этого функций и
стимулов заниматься военно-патриотическим воспитанием и военной
подготовкой молодежи. Военное ведомство боится «гражданских» проблем.
Несогласованность нормативно-правовой базы по организации вневойсковой
подготовки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях ведет к
дезорганизации этой работы, к неэффективному и нецелевому использованию
средств, выделяемых государством на патриотическое воспитание.
Российский государственный военный историко-культурный
центр при правительстве Российской Федерации («Росвоенцетр»), к
сожалению, не стал организатором военно-патриотического воспитания и
оборонно-спортивной подготовки. За все эти годы даже не появилось давно
ожидаемого учебника по военной истории России для молодежных
военно-патриотических и оборонно-спортивных учреждений и организаций.
Военно-патриотическая работа ни в одном ведомстве – исполнителе
программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 -2010 годы», в
том числе, в Министерстве Обороны - не выделена как самостоятельное
направление работы.
В добровольной военной подготовке учащихся её организаторы
руководствуются подзаконными нормативно-правовыми актами, в том числе:
«Положением о подготовке граждан РФ к военной службе»; Совместным
приказом МО и Минобрнауки от 3 мая 2001г.; Но их требования выполняются
фрагментами и лишь в той их части, которая не противоречит
ведомственным или личным интересам чиновников. Во всех этих документах
механизм финансирования вневойсковой подготовки молодежи глубоко
законспирирован туманными ссылками на бюджет или некие заинтересованные в
военной подготовке инстанции. Фактически заинтересованными инстанциями
оказываются чаще всего родители, которые оплачивают РОСТО даже прыжки с
парашютом.
Сегодня срочно необходим «Методический центр
оборонно-спортивной подготовки и патриотического воспитания», как
федеральное государственное образовательное учреждение или как
подразделение такого учреждения. Главной целью деятельности «Центра»
должна стать методическая работа по подготовке организаторов
«всевобуча», разработка и издание учебников, распространение опыта
вневойсковой подготовки и объединение разрозненных военно-патритических
клубов («Десантные», «Морские», «Летные», «Пограничные и др.) Казалось
бы, начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных
Сил РФ, генерал-лейтенант А. Башлаков, более чем кто-либо в России,
должен быть озабочен военно-патриотическим воспитанием и военной
подготовкой призывников. Однако, в ответ на предложение содействовать
ветеранским организациям в учреждении «Методического центра
военно-патриотического воспитания и вневойсковой подготовки» А.
Башлаков отослал их «на деревню к дедушке», хотя от него не требовалось
никаких затрат и усилий, кроме одобрения и последующего «глубокого
удовлетворения и гордости за содеянное». Все материальные затраты и всю
практическую работу собирались нести ветеранские общественные
организации. Бывших десантников не бывает- ими еще в январе 2008 года образована некоммерческая организация
«Союз детских, молодежных военно-патриотических организаций
десантного профиля «Союз десантных клубов». Сегодня в ней состоит
уже 116 молодежных организаций, где более 10000 воспитанников, кадетов и
курсантов добровольно готовятся к службе в ВДВ и их число растет.
Взаимодействие по призыву в ВДВ организовано на уровне командиров
частей. Однако, Командующий ВДВ, генерал-лейтенант В. Евтухович, в упор
не видит десантные клубы, несмотря на то, что в организации предусмотрен
контрольный орган - наблюдательный совет из представителей командования
ВДВ, «Росмолодежи», «Рособразования» и ветеранов ВДВ. Командование ВДВ
может обеспечить клубы, кадетские школы и классы выслужившими сроки
эксплуатации предметами учебно-материальной базы, сертифицировать
программы военной подготовки по своему профилю, определить оценочные
показатели и нормативные требования к кадетам и выпускникам клубов
организовать их учет и призыв в части по специфике допризывной
подготовки в военно-спортивных клубах. По опыту десантников молодежные общественные объединения нужно
создавать по профилю военной подготовки каждого вида Вооруженных Сил.
Ветеранские же
организации способны организовать и привлечь офицеров запаса в качестве
преподавателей и инструкторов, помочь разработать учебники и
учебно-методические пособия для учреждений дополнительного образования,
провести полевые сборы и соревнования с этими клубами, семинары с
руководителями клубов, практически заниматься с молодежью.
В Федеральных Агентствах по делам молодежи и по
образованию есть люди неравнодушные, такие как И. И. Мельниченко, Б. И.
Мишин, которые профессионально работают над оборонно-спортивной
подготовкой молодежи.
Так что, несмотря на «кризис в голове» генералов
«Центру оборонно-спортивной подготовки и патриотического воспитания»,
быть. Об этом уже принято решение ветеранскими и молодежными
общественными организациями – можно считать этот факт проявлением
общественного инстинкта самосохранения. Однако, без «руководящей и
направляющей» роли Министерства Обороны организовать учет и призыв
кадетов и воспитанников клубов по специфике их подготовки (в РВСН, ВВС,
СВ, ВМФ, ВДВ, ГРУ ГШ и др.), обновить неработающий сегодня приказ о
порядке передачи клубам в качестве учебно-материальной базы военного
снаряжения и имущества, выслужившего сроки и неиспользуемого в войсках,
согласовать подготовку молодежи с потребностями Министерства Обороны и
др. очень сложно, если вообще возможно. Придется решать эти вопросы на
уровне командований видов и родов войск. Что делать? И кому-то нужно
менять мозги, а может быть всего лишь кресло одному начальнику?
ПАВЕЛ ПОПОВСКИХ источник:http://sdrvdv.org
|