Суббота, 20.04.2024, 08:53
      ВОЕННО-СПОРТИВНЫЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Статистика
Форма входа
Login:
Пароль:
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Военно-патриотическое воспитание и оборонно-спортивная подготовка молодежи – забота государства.

2009 год в России объявлен годом молодежи. Что российские власти ждут от молодежи? Чем молодежь может помочь стране в одной из самых чувствительных сфер – в укреплении обороноспособности государства? В 90-е годы  антиармейская кампания, слепая и яростная до самозабвения, привела к разрушению системы допризывной подготовки молодежи в образовательных учреждениях,  а стремление всех  государственных чинов к приватизации своих «наделов» привело к отделению от государства и от армии РОСТО-ДОСААФ, которая перестала выполнять  функции военной подготовки граждан, занявшись извлечением прибыли из остатков своей  инфраструктуры. Эти факторы существенным образом сказались на увеличении потерь среди личного состава в ходе всех  военных кампаний, вплоть до августовской войны 2008 г. в Закавказье.

Вспоминаю как 6 января 1995 г. к 3-му корпусу 1-й горбольницы  г. Грозного, где располагался отряд 45 полка СпН ВДВ, доставили 60 молодых солдат для пополнения мотострелкового полка 20 мсд,  понёсшего потери при вводе в Грозный.  Запомнилась картина: в непролазной грязи, среди развалин и черной копоти от разрывов снарядов «зелёные и пушистые»  птенчики в новеньких  бушлатах, ошеломленные происходящим, с растерянными глазами, с  оружием, которое они (это сразу бросилось в глаза) даже не умели держать в руках. Выяснилось, что эти 18-летние пацаны, призванные месяц назад, позавчера приняли присягу, вчера получили со склада пулемёты, автоматы, гранатомёты, из которых они ни разу не стреляли,  и сегодня направлены на передовую… . Как-то само собой,  без моей команды, офицеры и сержанты 45-го полка, уже не однажды побывавшие в переделках, разобрали пацанов по группам и устроили им занятия, до позднего вечера обучая владению оружием.  Надеюсь, что наша самодеятельность помогла кому-то сохранить жизнь. Через день, 8 января, офицеры 20 мсд, в том числе и штабные,  без солдат сходили в атаку, заняли близлежащий квартал  зданий  института нефти и газа и только потом подтянули личный состав, в том числе, тех самых «птенчиков».  

В те тяжелее дни мы  сполна оценили  необходимость подготовки молодёжи к военной службе. Позднее, в 1995 – 1999 годах, разведчики ВДВ регулярно проводили соревнования  молодежных клубов имени В. Ф. Маргелова на базе 45 опСпН (г. Кубинка), отбирая  лучших для службы в этом полку. Такой метод себя оправдал – участвуя впоследствии во всех без исключения боевых операциях, полк признан лучшим -это единственный полк в России (и в СССР) ставший гвардейским после Великой Отечественной войны. За 10 лет в полку10 Героев Российской Федерации.  

Несмотря на легкость с какой законодатели изменили гражданский, налоговый, уголовный таможенный кодексы, законы об образовании, о воинской обязанности и прочие юридические основы государства,  оказалось значительно труднее изменить нравственные законы и традиции народов населяющих Россию.  При отсутствии федеральных законов и структур, благодаря общественному инстинкту сомосохранения,  в российских городах и поселках сохранились и образовались новые общественные и/или муниципальные учреждения, различные военно-патриотические клубы, центры, кадетские школы, в которых молодежь добровольно занимается военной подготовкой.   Именно эта молодежь в 1999г. пошла в строю батальонов 7 гв. вдд в атаку на банды Басаева в дагестанских горах, именно эта молодежь в 2000 г. геройски сражалась против отрядов Хаттаба в составе 6-й роты 104 гв. пдп 76 гв. вдд под Улус-Кертом, именно молодежь в августе 2008 г. остановила грузинскую агрессию в Южной Осетии. Молодежь защитила Россию от распада и унижения, защитит и от разложения. 

За последний месяц мне дважды довелось участвовать в мероприятиях Комитета по делам молодежи Госдумы (на слушаниях при обсуждении проекта закона о молодёжи и на круглом столе по проблемам проведения молодежных форумов). В обоих случаях я нашел одно обстоятельство их объединяющее, а меня удручающее – это полное игнорирование проблем оборонно-спортивной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи. В проекте закона о молодежи лишь вначале, при перечислении направлений молодежной политики, в ряду других  вскользь и как-то стыдливо, однажды упомянуто нравственно-патриотическое воспитание молодёжи. Но даже для этого украденного нравственно-патриотического воспитания проектом не предусмотрено ни органов, ни механизмов реализации. Мое краткое выступление по проблемам военно-патриотического воспитания, военной подготовки молодежи было встречено с интересом представителями регионов. А руководству Комитета Госдумы и Федерального Агентства по делам молодежи во всём процессе патриотического воспитания и оборонно-спортивной  подготовки  оказались важны военно-полевые сборы молодежных команд, клубов, кадетских школ и корпусов. Это уже обнадеживает, хотя без четко работающей системы военной подготовки такие сборы попросту невозможны. На практике же самыми массовыми  и целевыми молодежными военно-полевыми сборами являются войны, успех которых начинается и закладывается системной военной подготовкой во дворе, в школе, в институте.  В маленькой  августовской войне по принуждению Грузии к миру участвовало до  30 тыс. молодых людей – от рядовых 18-летних солдат до 30-летних майоров. И именно они, эти молодые люди победили в той войне. Их начальники, генералы и полковники, потеряли управление «молодёжью» - батальонами и ротами, которые, выйдя на оперативный простор, начали действовать самостоятельно, разоружая грузинские части, захватывая военные базы, аэродромы, порты, корабли у причалов и уничтожая всё, что по их представлениям составляло военную инфраструктуру противника. И если бы батальоны не были остановлены, результаты операции могли быть еще более впечатляющими. Те, кто следил за ходом боевых действий, помнят панику грузинского руководства и попытку эвакуации правительства из Тбилиси. А это всего лишь парашютно-десантный батальон 76 гв. вдд  достиг  окраины грузинской столицы и пока комбат размышлял, что делать дальше, его батальон остановил, догнав на уазике, старший начальник.  Уходя на заборе военной базы российские солдаты оставили надпись: «Товарищи грузины! Учитесь военному делу настоящим образом – приедем, проверим!»

Повторить такую викторию вряд ли удастся. В Российской Армии сегодня нет  солдат 2-го года службы, которые воевали в августе 2008 г. Солдат же, прослуживших менее года срочной службы никак нельзя отнести к категории «обученных и подготовленных к участию в боевых действиях».    С 2009 года резко обострилась проблема сохранения боеспособности войск, в том числе частей постоянной готовности. Причина очень низкая укомплектованность подразделений и частей обученным и подготовленным личным составом. Ранее в 2005-2007 годах контракт заключали солдаты первого года службы. Год тяжелой срочной солдатской службы в казарме они меняли на два-три года контрактной службы, дававший им при тех же должностных обязанностях больше прав и свобод, да еще и какую-то призрачную надежду накопить немного денег к моменту увольнения. Таким образом, командиры поддерживали необходимую степень укомплектованности и боеспособности своих частей.  Сейчас, отслужив год, срочники  увольняются,  не видя стимулов для продолжения службы по контракту.  Денежное содержание рядового контрактника  в «Таманской» воинской части (Московская область) составляет 9500, с надбавками до 11000, рублей в месяц.   Дворники в этом районе получают большую зарплату, имеют большую возможность получить жилье,  значительно больше свободы, возможностей самовыражения и психологического  комфорта, чем российский военнослужащий. Таким образом, части сегодня укомплектованы процентов на 50% чуть-чуть контрактниками, но большей частью срочниками. Однако, российское законодательство не позволяет направлять в зону военных конфликтов солдат, прослуживших менее полгода. Cолдатам, прослужившим более шести месяцев, нет прямого запрещения участвовать в боевых действий, но есть оговорка – «если они получили необходимые навыки».  В августе 2008 г. в ротах наряду с контрактниками, еще были  старослужащие, призванные до вступления в силу закона о переходе на год службы. Но сегодня во всех воинских частях Российской армии при минимуме или отсутствии контрактников  всего лишь два призыва: солдаты прослужившие менее полугода, которые категорически не могут быть направлены в «горячую точку», и отслужившие более полугода, которых с оговорками про «необходимые навыки», под  личную ответственность командира, можно посылать на войну. Так наш законодатель сделал злостными нарушителями закона  всех командиров подразделений, частей и соединений, выполняющих сегодня задачи, как миротворческие, так и иные, на северном Кавказе, в Закавказье и в других «горячих точках».  

Но даже при снятии ограничений на участие в боевых действиях молодых солдат их обученность и боеспособность вызывает большие сомнения, а значит под сомнением и способность выполнять  задачи воинскими частями. Их боеспособность нужно срочно восстанавливать. Однако,  вопрос о возвращении к двухлетнему сроку службы по призыву не стоит и не планируется в повестку Государственной думы.  Финансовый и экономический кризис сегодня не позволяет надеяться на существенное, привлекательное для молодых людей, повышение денежного содержания военнослужащих-контрактников.  Военные комиссариаты и  командование резервных воинских частей, большинство которых, как и  военкоматы, сокращают  реформой, уже забыли о том когда, как, с кем и с какими целями проводятся военные сборы резервистов.  Такая большая, беспечная и «сладкая» страна, как Россия, оказывается беззащитной. 


  Вместе с тем  есть способ укрепления боеспособности армии. Этот способ -  оборонно-спортивная подготовка молодежи во время учебы в образовательных  учреждениях и за их рамками в добровольных молодежных общественных военно-патриотических и военно-спортивных объединениях. Способ  очевиден, не нов, сравнительно дешев и проверен временем в СССР, в России, в других странах и давно стучится в запертые двери Государственной Думы, Правительства и, особенно, Министерств Обороны и Образования. Скаутское движение, в свое время, явилось источником для сплочения и подъема патриотизма многих европейских наций.  Мы не являемся здесь изобретателями.

    Боеспособность воинских частей  может восстановить и обеспечить заранее военно-обученный и подготовленный к службе призывной контингент, который не нужно после призыва в войсках полгода обучать начальной военной подготовке, основам военной службы, простейшим воинским специальностям (стрелок, гранатометчик, пулеметчик, разведчик, радист и др.), то есть тем специальностям, которые непосредственно на поле боя добывают победу. Но именно на эти специальности  нет гособоронзаказа. Тем не менее, стихийно по этим специальностям в силу простоты их подготовки молодежь обучается в военно-патриотических и спортивных клубах,  кадетских школах и классах.  Анализ показывает, что юноши, добровольно прошедшие в них 3-4 летний курс (500-600 часов) дополнительного обучения не подвергаются унижениям, быстро адаптируются к армейским условиям и успешно осваивают воинскую специальность. 

Военной, оборонно-спортивной подготовкой сегодня занимаются:

1.Суворовские (нахимовские) училища и кадетские корпуса - государственные образовательные учреждения.

2.Кадетские школы и школы-интернаты - муниципальные образовательные учреждения;

3.Оборонно-спортивные, военно-патриотические, военно-технические клубы и классы - муниципальные учреждения дополнительного образования;

4.Молодежные военно-патриотические и военно-спортивные общественные объединения.

Первая и вторая группы реализуют обязательные учебные программы по образовательным стандартам, а факультативно готовят кадетов к военной или гражданской государственной службе. Учреждения второй группы образованы на муниципальном уровне и  испытывают серьёзные затруднения с организацией и обеспечением военной подготовки учащихся. Третья и четвертая группы самые массовые и многочисленные, но они существуют благодаря энтузиастам на пожертвования граждан и муниципальных образований. Ни для одной из этих групп нет стандартов и программ военного обучения. 

На федеральном уровне кадетское образование регулируется только типовым положением о кадетских школах, кадетских школах-интернатах. Законом «Об образовании» они игнорируются. О кадетском образовании, военно-патриотическом воспитании и военной подготовке молодежи не упоминается в приоритетном национальном проекте "Образование". Нигде и никак не определен статус учреждений дополнительного образования, где учащиеся добровольно занимаются военной подготовкой и которые успешно функционируют во многих школах; не определена роль федерального центра в военной подготовке и в военно-патритическом воспитании, нет системы учета кадетских школ, военно-патриотических клубов и государственного контроля над их функционированием.

Еще в 2006 году на парламентских слушаниях в Совете Федерации Р. Акчурин предлагал разработать стандарты кадетского образования и военно-патриотического воспитания; единую программу военной подготовки;  нормативы финансирования, снабжения,  питания; организовать заказ на издание учебной и специальной литературы и взаимодействие с заинтересованными государственными структурами. Прошло почти три года –  не сделано почти ничего.  Эти учреждения разрознены, самодеятельны и слабо организованы. Военная подготовка и военно-патриотическое воспитание в них осуществляется исходя из субъективного представления об этом самих инициаторов исключительно  на их энтузиазме и лишь иногда при поддержке муниципальной власти. Военные комиссариаты воспитанием молодежи не занимаются и даже не могут подготовленную клубами молодежь призвать в части согласно профилю её клубной подготовки. Нет механизмов взаимодействия командований видов и родов войск, военных комиссариатов, ветеранских и молодежных организаций при подготовке, учете и призыве граждан на военную службу. Сегодня, несмотря на массовое и досрочное увольнение офицеров, сложился острый дефицит квалифицированных инструкторов и преподавателей, нет сертифицированных учебных программ, учебников, учебно-методических пособий, нет обмена информацией и опытом между субъектами добровольной военной подготовки граждан. Не определены оценочные критерии и требования военного ведомства к уровню и специфике вневойсковой подготовки,  механизмы и нормы обеспечения предметами учебно-материальной базы.

Законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая подготовку молодежи к военной службе, практически отсутствует. Более того, базовые федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе» и «Об образовании» в этом вопросе противоречат один другому и только мешают организовать военную подготовку молодежи на муниципальном и региональном уровне. Молодежные военно-патриотические клубы и центры при аренде помещений для занятий с молодежью вынуждены безуспешно участвовать в конкурсе на их аренду наравне с коммерческими организациями. 

В России не оказалось федерального центра – организатора оборонно-спортивной подготовки. У «Росмолодежи» и «Рособразования» нет законом определенных им для этого функций и стимулов заниматься военно-патриотическим воспитанием и военной подготовкой молодежи. Военное ведомство боится «гражданских» проблем. Несогласованность  нормативно-правовой базы по организации вневойсковой подготовки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях ведет к дезорганизации этой работы, к неэффективному  и нецелевому использованию средств, выделяемых государством на патриотическое воспитание.

 Российский государственный военный историко-культурный центр при правительстве Российской Федерации («Росвоенцетр»), к сожалению, не стал организатором военно-патриотического воспитания и  оборонно-спортивной подготовки. За все эти годы даже не появилось давно ожидаемого учебника по военной истории России для молодежных военно-патриотических и оборонно-спортивных учреждений и организаций.  Военно-патриотическая работа ни в одном ведомстве – исполнителе программы  «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 -2010 годы», в том числе, в Министерстве Обороны - не выделена как самостоятельное направление работы.

           В добровольной военной подготовке учащихся её организаторы руководствуются подзаконными нормативно-правовыми актами,  в том числе: «Положением о подготовке граждан РФ к военной службе»; Совместным приказом МО и Минобрнауки от 3 мая 2001г.;  Но их требования выполняются фрагментами и лишь в той их части, которая не противоречит ведомственным или личным интересам чиновников.  Во всех этих документах механизм финансирования вневойсковой подготовки молодежи глубоко законспирирован туманными ссылками на бюджет или некие заинтересованные в военной подготовке инстанции. Фактически заинтересованными инстанциями оказываются чаще всего родители, которые оплачивают РОСТО даже прыжки с парашютом. 

Сегодня срочно необходим «Методический центр оборонно-спортивной подготовки и патриотического воспитания», как федеральное государственное образовательное учреждение или как подразделение такого учреждения.  Главной целью деятельности «Центра» должна стать методическая работа по подготовке организаторов «всевобуча», разработка и издание учебников, распространение опыта вневойсковой подготовки и  объединение разрозненных военно-патритических клубов  («Десантные», «Морские»,  «Летные»,  «Пограничные и др.)  Казалось бы,   начальник Главного управления воспитательной работы   Вооруженных Сил РФ, генерал-лейтенант А. Башлаков, более чем кто-либо в России,  должен быть озабочен военно-патриотическим воспитанием и военной подготовкой призывников. Однако, в ответ на предложение содействовать ветеранским организациям в учреждении «Методического центра военно-патриотического воспитания и вневойсковой подготовки»  А. Башлаков отослал их «на деревню к дедушке», хотя от него не требовалось никаких затрат и усилий, кроме одобрения и последующего «глубокого удовлетворения и гордости за содеянное». Все материальные затраты и всю практическую работу собирались нести ветеранские  общественные организации.  Бывших десантников не бывает- ими еще в январе 2008 года образована некоммерческая организация «Союз детских,  молодежных  военно-патриотических организаций десантного профиля «Союз десантных клубов». Сегодня в ней состоит уже 116 молодежных организаций, где более 10000 воспитанников, кадетов и курсантов добровольно готовятся к службе в ВДВ и их число растет. Взаимодействие по призыву в ВДВ организовано на уровне командиров частей. Однако, Командующий ВДВ, генерал-лейтенант В. Евтухович, в упор не видит десантные клубы, несмотря на то, что в организации предусмотрен контрольный орган - наблюдательный совет из представителей командования ВДВ, «Росмолодежи», «Рособразования» и  ветеранов ВДВ. Командование ВДВ может обеспечить клубы, кадетские школы и классы выслужившими сроки эксплуатации предметами учебно-материальной базы, сертифицировать программы военной подготовки  по своему профилю, определить оценочные показатели  и нормативные требования к кадетам и выпускникам клубов организовать их учет и призыв в части  по специфике допризывной подготовки в военно-спортивных клубах. По опыту десантников молодежные общественные объединения нужно создавать по профилю военной подготовки  каждого вида Вооруженных Сил.

Ветеранские же организации способны организовать и привлечь офицеров запаса в качестве  преподавателей и инструкторов, помочь разработать учебники и учебно-методические пособия для учреждений дополнительного образования,  провести полевые сборы и соревнования с этими клубами, семинары с руководителями клубов, практически заниматься с молодежью. 

В Федеральных Агентствах по делам молодежи и по образованию есть люди неравнодушные, такие как И. И. Мельниченко, Б. И. Мишин, которые профессионально работают над оборонно-спортивной подготовкой молодежи.

Так что, несмотря на «кризис в голове» генералов «Центру оборонно-спортивной подготовки и патриотического воспитания», быть. Об этом уже принято решение ветеранскими и молодежными общественными организациями – можно считать этот факт проявлением общественного инстинкта самосохранения. Однако, без «руководящей и направляющей» роли  Министерства Обороны организовать учет и призыв кадетов и воспитанников клубов по специфике их подготовки (в РВСН, ВВС, СВ, ВМФ, ВДВ, ГРУ ГШ и др.), обновить неработающий сегодня приказ о порядке передачи клубам в качестве учебно-материальной базы военного снаряжения и имущества, выслужившего сроки и неиспользуемого в войсках, согласовать подготовку молодежи с потребностями Министерства Обороны и др. очень сложно, если вообще возможно. Придется решать эти вопросы на уровне командований видов и родов войск. Что делать? И кому-то нужно менять мозги, а может быть всего лишь кресло одному начальнику?

 

                                                      ПАВЕЛ   ПОПОВСКИХ

источник:http://sdrvdv.org

Категория: Мои статьи | Добавил: dinozavrvdv (07.02.2010)
Просмотров: 2568 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Социальные сети